История рукопашного боя

РУКОПАШНЫЙ БОЙ

Решающий аргумент и высокое искусство

Рукопашный бой всегда служил своеобразной визитной карточкой русской армии. Даже теперь, в эпоху преобладания огнестрельного оружия, он часто становился последним и решающим аргументом, способным переломить ход любого сражения. Термин «русская армия» подчеркивает не национальный состав, а принадлежность к многонациональному русскому государству. Не меньший ужас, чем «русская штыковая», внушали врагам бесстрашные атаки ингушских всадников, стремительные рейды татарских полков, отчаянная смелость башкирских воинов… этот список можно продолжать бесконечно! У каждого народа, входящего в Российскую Империю, были собственные воинские традиции и отточенные веками боевые приемы и навыки. И каждый народ внес свой бесценный вклад в формирование понятия «русский рукопашный бой».

Любая национальная культура имеет три обязательных составляющих: материальную культуру, духовную культуру и физическую культуру. В физическую культуру, во многом определяющую российскую национальную идентичность, с глубокой древности входит искусство единоборства.

Рукопашный бой – понятие сложное и многозначное. С одной стороны, рукопашным боем может называться любой поединок, в том числе с использованием холодного оружия. С другой – современное значение этого термина обозначает скорее один из стилей единоборств, который характеризуется наличием:

• приемов защиты и нападения (бросков, ударов, болевых и удушающих приемов);

• методики тренировок для подготовки спортсменов и сотрудников различных органов безопасности и правопорядка;

• методики психологической подготовки, включая развитие навыков концентрации и расслабления;

• унифицированных правил проведения тренировочных и спортивных поединков.

Рукопашный бой имеет два основных направления – прикладное и спортивное. Прикладное направление практикуется в армии и различных спецподразделениях. В армии практически нет ограничений на использование приемов. Главная задача бойца – гарантированно вывести из строя противника. Другое дело, применение приемов сотрудниками правоохранительных органов. В зависимости от задач, приемы могут меняться, но в любом случае соперник не должен быть покалечен, и тем более убит. Поэтому и тренировочный процесс построен на развитии соответствующих навыков.

Спортивное направление отличается от прикладного, прежде всего, ограничениями, связанными с безопасностью бойцов. Запрещаются опасные травмирующие приемы и удары, применяется защитная экипировка, вводится система оценки действий бойцов и устанавливаются регламенты поединков и турниров.

В качестве полноценного, спортивно-прикладного единоборства, рукопашный бой сформировался в семидесятых годах прошлого века. Авторами стиля стали специалисты Комитета Государственной Безопасности СССР, проанализировавшие колоссальный опыт, накопленный за тысячелетия развития разнообразных единоборств и наложившие его на последние достижения физиологии, биологии и медицины. В результате появился самый совершенный прикладной стиль, способный противостоять любым «восточным» и «западным» школам.

Советская и российская школа рукопашного боя не так известна, как ее многочисленные восточные и западные конкуренты. И дело здесь вовсе не в эффективности, а исключительно в колоссальных средствах, затраченных на рекламу и маркетинг. Во многих странах (классический пример – Южная Корея), продвижение национальных видов единоборств возводилось в ранг приоритетных государственных программ. Время, однако, все расставляет на свои места, и боевая система, рожденная в великой стране, занимает достойное место на спортивных аренах и в тренировочных залах по всему миру.

Рукопашный бой возник не на пустом месте, а стал естественным продолжением воинских практик и традиций многих поколений русских воинов – от богатырей домонгольской Руси, до солдат Великой Отечественной. История рукопашного боя неразрывно связана с историей России, и проследив эту связь, можно увидеть и понять источник его истинной силы.

Богатырская наука

Богатырями принято называть профессиональных древнерусских воинов, обладающих незаурядной физической силой и особыми боевыми навыками. Собственно само слово «богатырь» имеет тюркское или монгольское происхождение и пришло вместе с ордынским нашествием. Более правильным, с исторической точки, зрения следует считать слово «витязь», обозначающее могучего и умелого воина.

В течение длительного времени историческая наука рассматривала богатырей в качестве вымышленных персонажей, пришедших из устного народного фольклора. Впрочем, исследователи отмечали наличие в былинах множества деталей и подробных «бытовых» описаний, которых трудно было бы ожидать от простой «сказочной» истории.

Сокрушительный удар «былинная» теория получила в восьмидесятых годах прошлого века, когда было доказано точное соответствие личности инока Илии Печерского, чьи мощи покоятся в Киево-Печерской Лавре и первого русского богатыря Ильи Муромца. Анализ показал удивительные совпадения – телосложение, возраст и даже наличие перенесенного в детстве паралича ног! Помните: «сидел на печи тридцать лет и три года…»? Современные исследователи также проводят параллели между другими богатырями и реальными историческими личностями. Так, Добрыня Никитич соотносится с дядей князя Владимира воеводой Добрыней, а Алеша Попович – с ростовским боярином Александром (Олешей) Поповичем.

Существование реального прототипа подтвердило реальность особого сословия профессиональных воинов – элиты и, пользуясь современными терминами, спецназа русской армии. В действиях богатырей действительно прослеживаются «спецназовские» мотивы – выполнение особо сложных заданий, использование нестандартных методов, эффективные действия в одиночку или малыми силами против множества противников.

Благодаря природной физической силе, вере в Бога, жизни в соответствии с устоями православной веры, морально-волевым качествам (опять используем современный термин), знанию тактики и стратегии ведения боевых действий, а также владению приемами рукопашного боя, богатыри достигали вершины воинского искусства.

В отличие от своих северных собратьев викингов, считавших лучшим способом ведения боя вхождение в особое состояние «боевого транса» и относившихся с презрением ко всяким «хитростям», богатыри сохраняли во время сражения холодную голову и активно использовали самые разнообразные приемы защиты и нападения. В этом они скорее походили на представителей классических «восточных» школ единоборств. В качестве примера: один из «главных» фольклорных богатырей Алеша Попович не отличался особыми физическими кондициями, по некоторым источникам даже страдал хромотой, но попробуйте сойтись с ним в поединке! Богатырь был ловок, «увертлив», владел хитрыми «ухватками», что позволяло справляться с куда более сильными противниками. Очевидно, что именно этими качествами обладал исторический прототип, что и позволило ему сохранить свое имя в народной памяти.

Безусловно, былины сильно гиперболизированы, многие детали внесены поздними авторами, поэтому выводы о самом существовании богатырей, а также их боевых приемах и тактике, следует делать, в том числе, исходя из известных исторических фактов и общей логики воинского искусства.

Для профессиональных воинов умение владеть оружием было жизненной необходимостью, что подразумевало наличие специальной системы подготовки. Подготовка касалась как рядовых дружинников, так и, начиная с детского возраста, представителей знати, которые, в основном, и стали прообразами былинных богатырей. Один из известнейших, не вызывающих сомнения исторических примеров, Великий князь Александр Невский, за свою праведную жизнь канонизированный и причисленный к Лику Святых. Он с детства обучался воинской науке, сам участвовал в сражениях, прекрасно владел оружием и имел незаурядную физическую силу. По легенде, вес его меча составлял семьдесят два килограмма! Сделаем скидку на народное творчество, но все же следует признать, что перед нами – описание незаурядного воина!

О серьезном и системном подходе к воспитанию и подготовке воинов свидетельствуют детские доспехи, предназначенные для сыновей русских князей. Реальные экземпляры представлены в Оружейной Палате Московского Кремля.

В былинах описываются «удалецкие» забавы – тренировочные и спортивные поединки, а также «практические» занятия, когда воин выезжал в поле и там призывал на поединок равного себе противника, представителя враждебного народа (следуя «былинной» терминологии, такая практика называлась «полякованием»). Древнейший литературно-исторический источник «Повесть временных лет», (согласно интерпретации историка С. М. Соловьева), прямо подтверждает наличие спортивно-показательных состязаний по рукопашному бою – «…видим бо игрища утолчена и людей множества на них, яко упихати начнут друг друга…». Об этом же писал Костомаров, описывая состязания по борьбе и кулачному бою, как «потеху, увеселение, начиная с глубокой древности…».

Структура русского войска (здесь уместно говорить о домонгольском периоде), с наличием отдельно стоящих в степи «богатырских застав», изначально подразумевала ведение сражения с численно превосходящим (часто многократно) противником. Задача заставы – максимально задержать продвижение неприятеля и предупредить город о начале набега. Такая тактика возможна только в случае совершенного владения искусством боя: заставы не обладали мощными защитными сооружениями, и выживание гарнизона зависело исключительно от индивидуального мастерства и силы духа воинов.

С практической точки зрения боевая подготовка включала владение холодным оружием, арсенал которого был чрезвычайно широким – мечи, копья, разнообразные боевые топоры, булавы, кистени и т.д., бросковую технику («поднял, да со всего размаху грянул о сыру землю…»), технику ударов руками и ногами, удушающие приемы («стиснул врага так, что из того и дух вон…»).

Холодное оружие само по себе служило прекрасным стимулом к постоянным занятиям и тренировкам. Сильный удар мечом требует не только наличия физической силы, но и специальной техники, а отдельные виды оружия (такие, например, как кистень) без должной подготовки могут быть опасны для самого бойца.

Разумеется, в то время было сложно говорить о существовании единой «общерусской» школы рукопашного боя. Тренировочные центры были локализованы в дружинах (княжеских, боярских или, в случае с Новгородом, «республиканских»).

Постоянные боевые действия и пограничные стычки способствовали заимствованию наиболее эффективных приемов и методов ведения боя. Уникальное положение русских земель на границе «восточного» и «западного» мира существенно обогащало арсенал оружия и навыки русских воинов.

Практика рукопашного боя в Древней Руси была ориентирована, в первую очередь, на владение холодным оружием и носила преимущественно военно-прикладной характер. Даже демонстрация силы и молодецкой удали на праздниках, пирах и т.д. подчеркивала потенциальные воинские качества, а победитель в поединках рассматривался как будущий защитник.

«Богатырский» период развития русского рукопашного боя заложил основы не только техники, но и морально-этических норм и правил, которые станут, впоследствии, частью воинского кодекса поведения русского воина. Именно тогда служение Отечеству, вера в Бога, помогали укоренить понятия чести, достоинства, благородства, защиты слабого и верности слову.

Становление государства Российского

В советской исторической науке были несколько личностей, совершенно незаслуженно забытых и недооцененных. В череде великих деятелей прошлого необходимо отметить Великого князя Московского Ивана III Васильевича – человека, ставшего фактическим основателем Российской Империи, талантливого и смелого полководца, во многом заложившего основы российской армии и, в том числе, сохранившего и преумножившего традиции русского рукопашного боя. Разумеется, мы говорим о Великом князе не как о бойце-рукопашнике, а как о политике, определившем направления развития государства на столетия вперед.

Иван Третий – это государь, фактически провозгласивший независимость от Золотой Орды и начавший политику «собирания русских земель». Именно он превратил небольшое, даже по европейским меркам, Московское княжество в ведущую мировую державу. Можно долго рассказывать о его достижениях, о территориальных приобретениях и победах – в этом плане он был одним из выдающихся российских правителей. Не менее важно то, что он смог кардинально сменить психологию русской элиты и русского воинства, привыкшего за время ордынского господства занимать подчиненное положение. Возродилось и преумножилось то, что некогда было свойственно русским богатырям – психология победителей!

Московские войска с успехом противостояли ордынцам, давали отпор крымскому хану и побеждали польско-литовские отряды. Военные успехи Ивана Третьего и, впоследствии, его сына Василия Третьего Ивановича (отца великого русского царя Ивана Грозного), во многом объяснялись передовой на то время организацией армии. Основой русского воинства стало так называемое поместное ополчение – фактически профессиональная дворянская армия.

Профессионализм, прежде всего, означал превосходное владение воинским искусством. Несмотря на появление огнестрельного оружия, (в том числе тяжелой артиллерии), главным аргументом, решающим судьбу сражения, оставался рукопашный бой.

Русским воинам приходилось противостоять, с одной, стороны, польско-литовским войскам, в которых сабельный бой возводился в ранг высокого искусства, а с другой – восточным соседям, прежде всего, тюркоязычным народам, имеющим древнюю школу спортивно-прикладной борьбы (куреш, борьба на поясах и подобные единоборства). Популярность куреш была столь велика, что еще великий Тамерлан сделал этот вид борьбы обязательным элементом подготовки своих воинов. Постоянные боевые действия заставляли волей-неволей перенимать наиболее эффективные приемы, в результате развился уникальный русский стиль ведения рукопашных сражений.

Основой «русского стиля» стала, прежде всего, исключительная морально-психологическая подготовка или то, что еще называют воинским духом. Профессиональные военные, относящиеся к элите общества, имели возможность и серьезный стимул к совершенствованию собственных навыков и обучению подчиненных. Примерно в это время появилось понятие «боевой холоп». Это словосочетание, режущее слух современного человека, не несло оскорбительного или уничижительного смысла, а обозначало профессионального воина, находящегося в социальной зависимости и входящего в личный отряд дворянина. От боевых навыков и воинского духа подчиненных зависела жизнь и благополучие командира, что заставляло его максимально эффективно организовывать подготовительно-тренировочный процесс.

Помимо специализированной воинской подготовки, на боевых возможностях армии благотворно сказывался сам образ жизни русского народа, полностью естественно впитавший православную веру, как неотъемлемую часть жизни человека. В качестве интересного и показательного примера можно привести термин «мужик с рогатиной», ставший известным в Европе примерно в то время, пятнадцатый-шестнадцатый века. Это выражение обозначало дикую силу, противостоящую «цивилизованной армии» и страшную, прежде всего, этой самой дикостью.

В этом понятии кроется заблуждение, которое потом не раз заставит прийти в недоумение «цивилизованный» мир. Да, рогатина оружие экзотическое и, имеющее широкое распространение ввиду простоты изготовления. Вместе с тем, владение этим оружием требует отточенной техники и отменного мужества. Давайте вспомним, что изначально рогатина была «гражданским» оружием, предназначенным для охоты на медведя. Представляете поединок один на один человека и страшного зверя, быстрого и могучего? Движения охотника рассчитаны с точностью до миллиметра, а малейшая ошибка грозит немедленной смертью. Нервы напряжены до предела, но голова должна оставаться холодной, а разум – ясным. Вам это не напоминает описание идеального воина?!

Другим аспектом внутренней жизни российского государства, стимулировавшим развитие рукопашного боя, несколько неожиданно стали новации судебного законодательства. В русское право был введен так называемый судебный поединок (активно, кстати, применяемый в европейских странах того времени). В ряде случаев стороны судебного процесса для выяснения истины могли потребовать поединка. Считалось, что Бог видит истину и не позволит неправой стороне одержать верх. Правила и условия таких судебных боев строжайшим образом регламентировались, разрешалось, в том числе, вместо себя выставить профессионального поединщика. Впрочем, запрещались изначально неравные бои, например профессионального поединщика против, заведомо более слабого соперника, не имеющего средств для найма своего бойца.

Как бы то ни было, такая судебная система привела к появлению института профессиональных бойцов, отличающихся особым искусством в ведении схваток «один на один». Такие схватки могли происходить как с оружием, так и без оного, что обуславливало необходимость разносторонней подготовки поединщиков.

Судебные поединки неизбежно становились зрелищными и чрезвычайно популярными мероприятиями, собиравшими толпы зрителей. Это, в свою очередь, стимулировало интерес к обучению боевым искусствам. Такое утверждение звучит несколько неожиданно и в массовом сознании скорее применимо к «восточным» странам – Корее, Китаю и Японии. Тем не менее, есть авторитетные подтверждения популярности борьбы, причем в современном понимании, с тренировочным процессом и соревновательной практикой. Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, несколько раз посещавший Москву во времена правления Василия Третьего, писал в своей книге «Записки о московских делах» о русских бойцовских состязаниях: «…молодые люди и мальчики стараются повалить друг друга. Кто одолеет большее число противников, считается победителем…» Обратите внимание – здесь речь идет именно о системных соревнованиях с ведущимся подсчетом результатов! Если иностранец за время относительно недолгого пребывания в стране отметил всеобщее увлечение борьбой, то можно представить, каким значительным был реальный масштаб этого явления. Примерно через полторы сотни лет итальянский путешественник Гвидо Миет с удивлением писал об особом искусстве московитов в борьбе и их желании обучаться и тренироваться. Иными словами, независимые источники подтверждали не только наличие особой национальной борьбы, но и существование организованного тренировочного процесса!

Отголоски бойцовских практик и традиций XV-XVI веков можно заметить и в наше время. Прекрасно известный термин «кулачный бой» означает не что иное, как соревновательно-показательный турнир, проводимый на праздник Масленицы. Кулачные бои могли проводиться как в групповом формате (стенка на стенку), с участием двух команд бойцов, так и в индивидуальном, являющем собой классический тип единоборства.

Кулачные бои имели неписанный (но чтимый безусловно, нарушитель покрывал себя позором) морально-этический кодекс, впитавший в себя моральные принципы русского воина. Именно оттуда пришло, например, крылатое выражение «лежачего не бить». Категорически запрещались травмирующие удары, удары в спину и в болевые точки. В отдельных случаях под запрет попадали удары, сбивающие дыхание – в живот и солнечное сплетение.

Спортивно-показательные поединки стали не только элементом культуры и национального самосознания, но и прекрасным практическим инструментом подготовки воинских кадров. Навыки спортивных единоборств служили прекрасным подспорьем для последующего овладения максимально эффективными прикладными приемами защиты и нападения.

Пуля – дура, штык – молодец!

Следующий этап развития рукопашного боя в России характеризуется активным внедрением специальной единоборческой подготовки в стандартную программу обучения рядовых солдат.

Самым массовым и практичным армейским оружием в XVIII-XIX веках было ружье с примкнутым штыком. Вплоть до Второй Мировой войны, штыковые атаки пехотных подразделений рассматривались в качестве одного из основных форматов ведения боевых действий, поэтому неудивительно, что главной практической военно-спортивной дисциплиной стал штыковой бой (в кавалерийских частях альтернативной дисциплиной был сабельный бой – приближенный к реальности вариант фехтования).

Первопроходцами организации массового обучения солдат практическим навыкам ведения реального боя стал император Петр Первый и впоследствии – великие русские полководцы – Румянцев и Суворов.

В 1770-м году, при личном участии Петра Первого, в России вышел первый строевой Устав «Краткое обыкновенное учение», регламентирующий, в том числе, принципы ведения и обучения штыковому бою. Этот важнейший документ не был инструкцией по единоборству, но он выполнил важнейшую миссию – стал основой для системной организации армейского обучения.

Крылатое выражение Суворова «пуля – дура, штык – молодец» подчеркивает значимость рукопашной схватки. Также Суворов обращал внимание не только на физическую и специальную подготовку, но и развитие морально-волевых качеств бойцов. В результате, врагам приходилось сталкиваться с прекрасно обученными высокомотивированными солдатами, владеющими как индивидуальными, так и групповыми действиями.

В первой половине XIX века, после восстания декабристов была существенно пересмотрена образовательная программа в кадетских корпусах и система подготовки личного состава вооруженных сил. Стало широко использоваться понятие «гимнастика», призванное развивать у офицеров и солдат качества, необходимые для современного боя – силу, выносливость, скорость реакции. В образовательные программы были введены детальные практические пособия, в том числе специализированное руководство «Военная гимнастика и фехтование на штыках и на саблях верхом».

К сожалению, принятые меры оказались недостаточными. Тяжелое поражение в Крымской войне не только выявило проблемы в вооружениях и тактике русской армии, но и показало несоответствие уровня подготовки солдат требованиям современного боя.

Появление дальнобойного и точного огнестрельного оружия, мощных артиллеристских систем, массовое использование разрывных гранат и снарядов кардинально изменили тактику сражений. Обратите внимание – впервые описание штыкового боя было приведено в Петровском строевом уставе. То есть, мушкет или ружье с примкнутым штыком рассматривалось как элемент групповых действий подразделений. Но времена изменились, и привычный для русской армии сомкнутый ощетинившийся штыками строй стал бесполезен. Плотное каре могло остановить атаку кавалерии, но было бессильно перед артиллерийским огнем.

В результате требования к физической подготовке значительно выросли, а основой рукопашного боя становились не групповые действия отряда, а индивидуальное мастерство. Можно сказать, что в какой-то мере вернулась «эпоха богатырей», когда воинское искусство одного человека могло решить исход сражения.

К чести российских военных властей были сделаны серьезные выводы. В войсках в качестве обязательной дисциплины повсеместно вводились интенсивные гимнастические упражнения. В 1859 году вышло пособие «Правила для обучения войск гимнастике», включавшее, в том числе, раздел о методах тренировки и приемах рукопашного боя. Через пять лет военное ведомство выпустило детальное руководство «Правила для употребления штыка в бою», призванное обеспечить системную подготовку войск.

С этого времени штыковой бой приобрел значение отдельной дисциплины: разрабатывались эффективные приемы и тактические схемы, систематизировался опыт, проводились соревнования. В 1914-м году были приняты единые правила и регламент соревнований по штыковому бою.

Владение штыком имело не только сугубо практическое значение, но, как и любой спорт, развивало физические и моральные качества бойцов.

Вплоть до Великой Отечественной войны штыковой бой, наряду со стрельбой, составлял основу боевой подготовки сначала русской, а затем и Красной армии. При этом, даже если считать штыковой бой устаревшей дисциплиной во времена тяжелой артиллерии, авиации и танков, умение владеть оружием в рукопашной схватке спасло тысячи жизней советских воинов.

Рукопашный бой: новое время

Стремительное развитие теории и практики рукопашного боя в России началось в начале прошлого века. Практический интерес к формированию эффективной прикладной системы единоборств во многом вырос из зрелищных представлений, какими были соревнования по французской («классической» или, в современном понимании, «греко-римской») борьбе, традиционно проводимые на арене цирка. Имена Ивана Поддубного или Григория Кащеева гремели по стране, а турниры и чемпионаты пользовались колоссальной популярностью. Любой гастролирующий по стране цирк-шапито обязательно имел в труппе профессионального борца, бросавшего вызов всем желающим из публики. К слову, Кащеев начал спортивную карьеру, победив циркового борца, который предложил 25 рублей тому, кто сможет положить его на лопатки.

Особенность французской борьбы состояла в том, что определяющим фактором была физическая сила. Большинство атлетов одновременно выступали в качестве цирковых силачей. Тот же Кащеев, обладающий фантастической силой, легко «переламывал» техничных соперников. Более того, в большинстве случаев турниры носили не спортивный, а демонстрационно-показательный характер.

Французская борьба не могла стать полноценной основой практического рукопашного боя, но она стимулировала общественный интерес к единоборствам.

Русско-японская война, при всех катастрофических политических и военных последствиях, открыла для России загадочный восточный мир, одним из проявлений которого была борьба «джиу-джитсу».

Современное видение рукопашного боя во многом связано с личностью Виктора Афанасьевича Спиридонова. Боевой офицер, участник русско-японской войны, талантливый спортсмен, теоретик борьбы и опытный преподаватель – его имя стало настоящей легендой российского спорта. Поспешим опровергнуть некоторые заблуждения, связанные с биографией штабс-капитана Спиридонова. Он никогда не был в японском плену и, соответственно, не изучал там приемы джиу-джитсу. Он не проходил обучение в китайских монастырях и не забирался в горы для встреч с мастерами кунг-фу.

Спиридонов, наряду с английским боксом и французской борьбой, успешно освоил заимствованный из Японии «европейский» вариант джиу-джитсу, причем освоил глубоко, с пониманием особенностей каждого приема и механизма его воздействия на противника.

Октябрьская революция, при всей трагичности этого этапа российской истории, предоставила Виктору Афанасьевичу возможность заняться любимым делом и реализовать себя в качестве теоретика и практика рукопашного боя.

В 1919 году он стал сначала заведующим, а затем инструктором бокса и фехтования Московских окружных курсов инструкторов спорта и допризывной подготовки. Колоссальный практический опыт подсказывал, что ни один из существующих и доступных на тот момент видов единоборств не может в полной мере соответствовать требованиям современной войны. К тому же, «новое время» заставляло отказаться от идеологии и терминологии Российской империи, во всех отраслях молодой развивающейся Советской Республики, как пелось в словах Интернационала:

«Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, —
Кто был ничем, тот станет всем».

Повинуясь требованиям времени, Спиридонов приступил к созданию нового, синтетического стиля, включающего самые эффективные элементы джиу-джитсу, бокса, борцовские приемы, удары руками и ногами. Не используя термин «рукопашный бой» (отказ от исторического прошлого), он вводит новый предмет – «Защита и нападение без оружия».

Виктор Афанасьевич, впервые в российской истории, произвел классификацию приемов, выделив различные механизмы воздействия – выведение из равновесия (броски), воздействие на болевые точки (болевые приемы), «сжатия» и «дожатия» (удушающие приемы). Предложенные классификация и терминология оказались настолько удачными, что до сих пор сохранили актуальность в практике рукопашного боя.

В 1923 году было создано спортивное общество «Динамо» (изначально – пролетарское спортивное общество «Динамо»), одним из основателей которого и стал Спиридонов. Разработанная им система показала прекрасные результаты при подготовке сотрудников милиции, пограничников и чекистов – всех тех, кому по роду службы приходилось вступать в рукопашные схватки.

Основной постулат Спиридонова заключался в выборе наиболее эффективных приемов из всех существующих систем единоборств. Внешняя красота и сложная техника исполнения – вовсе не главное! В боевой обстановке действенными могут оказаться относительно простые приемы, не рассчитанные на производство внешнего эффекта.

В работе Спиридонова «Самозащита без оружия» сформулированы принципы новой системы и приведены наиболее эффективные приемы, заимствованные из различных единоборств и адаптированные для практического использования. В этом и заключается принцип «синтетичности» — брать лучшее, развивать и анализировать применение.

Главный экзамен система Спиридонова сдала во время Великой Отечественной войны. Подготовленные им бойцы спецподразделений продемонстрировали высочайшую боевую эффективность, а знание приемов защиты и нападения спасло тысячи жизней советских воинов.

Вместе с В. А. Спиридоновым колоссальный вклад в развитие системы самообороны без оружия – «самбо», внесли талантливые спортсмены, тренеры и популяризаторы борьбы — В. С. Ощепков и А. А.Харлампиев.

После войны самбо стало одним из самых популярных видов спорта. Приемы самбо вошли в боевой арсенал армейских частей, правоохранительных органов и спецслужб, хотя в армии используемое единоборство по традиции называли рукопашным боем.

В середине семидесятых советские спецслужбы и вооруженные силы столкнулись с новыми вызовами. В это время широчайшее распространение в мире получили разнообразные единоборства, имеющие «восточное происхождение» и широко культивируемые на «западе» (в том числе, благодаря развитию кино). Отработанный тренировочный процесс позволял в кратчайшие сроки готовить бойцов, обладающих очень серьезными боевыми возможностями. Сотрудникам Комитета Государственной Безопасности все чаще приходилось сталкиваться с «объектами», на хорошем уровне владеющими приемами каратэ, у-шу, кик-боксинга, тхэквондо и т.д.. Угроза со стороны международного терроризма, имеющего прекрасно обученные «боевые» кадры становилась все более реальной (будущее развитие ситуации в мире полностью подтвердило реальность этой угрозы). Военные получали информацию о кардинально возросшем уровне подготовки потенциального противника, а особенно его специальных подразделений.

Все это требовало тщательного анализа и выработки мер по парированию потенциальных угроз. Специалистам КГБ была поставлена задача разработки боевой системы, способной эффективно противостоять всем известным видам единоборств. Оперативный состав и бойцы советских спецподразделений должны были получить преимущество в рукопашной схватке с любым противником!

И вновь, чрезвычайно полезным оказался «синтетический» подход: взять лучшее из известного и адаптировать к реальным условиям! В КГБ сумели не просто выбрать наиболее действенные приемы защиты и нападения, но и, пользуясь достижениями спортивных наук, медицины и физиологии, перевести их на новый, более высокий уровень. Новые знания в области психологии позволили дополнить физическую и техническую подготовку умением концентрации и расслабления.

Таким образом, при создании нового вида единоборств использовался тысячелетний опыт поколений бойцов и новейшие научные разработки. В результате, «как птица Феникс из пепла», на свет появился «старо-новый» стиль, получивший название «рукопашный бой», а участие в соревнованиях стало обязательным условием для сотрудников спецподразделений КГБ и МВД, являясь необходимым элементом морально-психологической подготовки.

Аналогичные задачи решались и в армии, с одним лишь условием, что рукопашный бой становится массовым, обязательным видом подготовки военнослужащих ВДВ и подразделений спецназа во всех родах войск.

Если главным экзаменом для самбо стала Великая Отечественная война, то рукопашный бой выдержал проверку Афганистаном. Советским спецподразделениям не раз приходилось сходиться в схватках с моджахедами, в том числе прошедшими подготовку по элитным западным программам, и наши бойцы практикой подтвердили полное преимущество новой системы.

В восьмидесятых годах прошлого века адаптированная версия рукопашного боя утвердилась в качестве спортивного единоборства — нового вида спорта. Были разработаны унифицированные правила, и в 1981-м году создана Федерация рукопашного боя «Динамо». Ежегодно стали проводиться соревнования среди различных силовых ведомств на призы ЦС «Динамо» и рукопашный бой включили в спартакиаду органов безопасности и правопорядка. В это же самое время (середине 80-х), в армии, в войсках ВДВ, начинают проводить соревнования по армейскому рукопашному бою (АРБ), впоследствии, включив его в спартакиаду вооруженных сил.

Новые потрясения, развал СССР на самостоятельные государства, перечеркнули смысл жизни целого поколения страны, но преданные поклонники рукопашного боя не отошли в сторону, в очередной раз, приняв вызовы времени.

На новую ступень развития рукопашный бой как вид спорта поднялся в 90-х годах, когда профессионалы единоборств под руководством Валерия Ивановича Харитонова и Геннадия Анатольевича Королева создали «Федерацию рукопашного боя правоохранительных органов», которая позже была преобразована в Национальную федерацию. Пройдя этапы развития, приобретая все большую популярность среди гражданского населения, этот вид единоборства распространился по всей стране. В результате, рукопашный бой получил аккредитацию Министерства спорта России и вошел в раздел неолимпийских видов спорта. С 2000 года федерация приобрела статус Общероссийской общественной организации «Федерация рукопашного боя» (ОФРБ), и на сегодняшний день она ежегодно проводит более 60 всероссийских соревнований, привлекая новых поклонников.

Спортивный вариант стал зрелищным и ярким видом спорта. В арсенал современных бойцов рукопашного боя вошел весь набор ударных и борцовский действий, а правила соревнований позволяют поддерживать максимальную динамику поединков. Наличие защиты дает возможность наносить мощные удары и, в тоже время, избегать серьезных травм. Запрещены травмирующие приемы и удары, в том числе – удары по затылку и в спину.

Идеология спортивного рукопашного боя подразумевает проведение жестких, но не жестоких поединков, исходя из чего, сформировались морально-этические принципы рукопашного боя, сходные по духу с неписанными правилами русских «кулачных бойцов». Главное – это уважение соперника, благородство, честь, сила духа, защита слабого и справедливость.

Международное развитие.

В период падения Советского Союза спортивный рукопашный бой, к счастью, сохранялся и развивался усилиями энтузиастов, прежде всего в бывших Советских Республиках (сегодня в независимых государствах) где, как и в России, он имел свою независимую «постсоветскую» историю роста — историю создания Национальных федераций рукопашного боя.

Общее прошлое, схожая система государственной поддержки и развития спорта в целом, а также постоянное взаимодействие стран на уровне силовых министерств и ведомств, способствовали выходу рукопашного боя на международный уровень. В 2006 году по инициативе Национальных федераций был создан Союз общественных объединений «Международная федерация рукопашного боя» МФРБ/HSIF.

Основными направлениями деятельности Федерации являются:

— всестороннее развитие рукопашного боя в мире;

— утверждение здорового образа жизни, привлечение молодежи к занятиям физкультурой и спортом;

— укрепление дружественных связей между атлетами из разных стран.

Основная цель: включение рукопашного боя в программу Олимпийских игр.

Под эгидой федерации регулярно проводятся Чемпионаты мира, Европы, Азии, Кубки мира и международные турниры среди мужчин и женщин, юношей и девушек, в возрастных категориях 12-13 лет, 14-15 лет, 16-17 лет, 18 лет и старше. Официальные соревнования проводятся в двух дисциплинах это: «Поединок» (Fight) и «Самооборона» (Self defense). С недавнего времени под флагами федерации начинают проводиться международные соревнования по армейскому рукопашному бою.

Помимо общественного интереса, никуда не делись реальные потребности силовых структур в квалифицированных кадрах, и, поэтому рукопашный бой является неотъемлемой частью служебно-прикладной подготовки спецподразделений армии, а также сотрудников органов безопасности и правопорядка многих стран.

Сейчас рукопашный бой переживает настоящий ренессанс. В качестве спортивного единоборства он захватывает все больше приверженцев со всего мира, желающих реализовать себя на бойцовской арене. МФРБ тесно взаимодействует с представителями других видов единоборств, которые с большим интересом участвуют в мероприятиях федерации. Для популяризации рукопашного боя была создана Лига Чемпионов H2HFIGHT, проводящая яркие и зрелищные турниры, создаваемые по классическим западным канонам «бойцовского» шоу. Но участвовать в турнирах могут только спортсмены, добившиеся самых высоких результатов на любительском уровне. Поединки в Лиге Чемпионов — это всегда проявление высочайшего искусства единоборства.

Рукопашный бой ярок и многогранен.

Он – совершенное оружие, входящее в арсенал армий и спецслужб!

Он – бескомпромиссное спортивное состязание!

Он – здоровый образ жизни!

Он – яркое зрелище!

Он – инструмент гармоничного развития тела и духа!

Он – твердые моральные принципы!

Он – часть истории и культуры нашей великой страны!

Он – образ жизни!

Он… Каждый может выбрать для себя собственное, единственное и неповторимое определение рукопашного боя.



Официальные Партнеры