ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛА «РУКОПАШНЫЙ БОЙ»: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ДОКУМЕНТОВ И КНИГИ О НАЦИОНАЛЬНОМ ВИДЕ СПОРТА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РУКОПАШЬ»

Мы открываем новую рубрику, в которой будем делиться с читателями наиболее интересными материалами прошлых лет из журнала «Рукопашный Бой». Сегодня это статья из №3 (32) за 2013 год.

Геннадий КОРОЛЁВ

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

документов и книги о национальном виде спорта Ивановской области «Рукопашь»

В Министерство спорта Российской Федерации поступили документы о признании рукопаши национальным видом спорта Ивановской области:

1. Справка о развитии рукопаши.
2. Протоколы соревнований по рукопаши.
3. Копия Приказа Департамента спорта и туризма Ивановской области о развитии «Рукопаши».
4. Правила соревнований по рукопаши.
5. Шевцов А.А. Начальный курс рукопаши. Учебник. Иваново: Издательское товарищество «Роща Академии», 2011.- 185 с, илл.
6. Видеоматериалы хода соревнований.
Представители Минспорта России просили нас дать экспертную оценку документам и учебнику профессора Шевцова А.А. Президент Общероссийской федерации рукопашного боя, Заслуженный тренер России по рукопашному бою, полковник ФСБ России Харитонов В.И. дал мне поручение сделать эту оценку.

Наша справка. В России установлены учёные степени – кандидат наук, доктор наук и учёные звания – доцент, профессор. Учёные степени присуждает, а учёные звания присваивает только Министерство образования и науки Российской Федерации.
Присвоение учёных званий общественными объединениями, в название которых включено слово «Академия» не законно. Их деятельность во многих случаях носит коммерческий и околонаучный характер, что дискредитирует академическую науку.

Учёные степени и звания определяют научную квалификацию специалиста. Профессор Шевцов Александр Александрович почему-то не указал свою учёную степень, должность и место работы, а потому возникает сомнение о наличии у него учёного звания «профессор». Его труд не имеет рецензий, не обсуждён и не одобрен в качестве учебника на заседании соответствующего учебно-методического объединения, а потому таковым не является. В «учебнике» полностью отсутствует какая-либо методология, систематика, он не содержит учебного материала, по сути, они подменены размышлениями автора и воспоминаниями его Учителя. Стоит ли говорить о том, что к методологической составляющей и содержанию любого учебного пособия или учебника предъявляются определённые требования. Книга отпечатана офсетным способом в ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Искусство России»» Санкт-Петербурга, качество бумаги, печати и переплёта хорошее. Тираж 1000 экз.
Автор книжки утверждает, что выезжал в этнографические экспедиции в населённые пункты Ивановской и Владимирской областей нашей страны, где познакомился с рукопашью – древним русским боевым искусством. Интересны этнонимы, вывезенные из этих экспедиций: мазыки, любки, околица (не путать с окраиной села), иста, пруга, укос, воры-хан, холки, замах, слом и залом, сход и расход, захват и прихват, кресение, толчки, ломки, попихивания и одёргивания, опорно-перовой состав человека, бычок, пускания, сучения, ворошение, скрындяк и т. д.
Раскроем некоторые из них. Сход (вход в схватку) и расход (выход из схватки) – это важнейшие искусства, по мнению автора. На постижение искусств, как известно, уходят годы. Но если на это потратить столько лет, то когда же осваивать собственно технику вида спорта. В этом плане мне очень нравится иайдо – искусство обнажения меча, по утверждению японцев, его тоже постигают много лет. Зато эффект поразительный: чуть вынул меч из ножен и все испугались, а если больше вынул и посмотрел грозно, то разбежались от страха. Только здесь важна одновременность грозного взгляда и грозного нахмуривания бровей. Замах – вынесение руки за тело с целью накопления ускорения и силы для удара. Делать этого нельзя, потому как при таком замахе, даже второразрядник знает, ты становишься полностью открытым для противника. Захваты, по мнению Шевцова, осуществляются пальцами рук, а прихваты – другими частями рук. Нет, захватывают не только пальцами. Как учили меня в своё время, а сейчас также продолжают учить в российских ДЮСШ и СДЮШОР по спортивным единоборствам, захват – это действие руками (рукой) с целью удержания или перемещения в определённом направлении противника или отдельных частей его тела. Применяют различные захваты: основные, одноименные, обратные, скрестные, изнутри, снаружи, нельсон и двойной нельсон, а также захваты обхватом, рычагом, крючком, на ключ, в замок. А прихваты, насколько я знаю, – это цветные матерчатые изделия для удержания горячих сковородок и кастрюль, чтоб не обжечься. Они также являются недорогим подарком для женщин. Сучения – это такая работа ног, которая позволяет поймать противника и сделать его управляемым. Нога должна затечь в углубления на его ноге и зацепиться за выпуклости, которые найдёт. Нога ведёт себя как обезьяний хвост, обвивая ногу противника и цепляясь за неё. Главное в набрасывании ноги – это её прилипание к ноге противника. Интересно, сам-то он понял, что написал. Скрындяк, он же сундук – закрытое и запирающее пространство сознания, то есть у них это элемент психологической подготовки. Считаю себя не глупым человеком, но фраза -закрытое и запирающее пространство сознания – мне не понятна.
Шевцов утверждает, что «штыковой бой был запрещён вместе с ножевым боем по требованиям международного сообщества, откровенно направленным на снижение боевой мощи русского народа. Это было условием вступления России в МОК. Единственное, что удалось отстоять – это самбо» с. 10. Набор случайных, не соотносимых между собой, фраз. Бред полный. Похоже, что историк Шевцов истории не знает.

Наша справка. Российский Олимпийский комитет создан в 1911 году и воссоздан в 1991 году (в 1951-1991 годах функционировал НОК СССР). Россия, как и любая другая страна мира, вступить в МОК не может, так как его членами являются не страны, а физические лица в количестве 115 человек. МОК признал Российский Олимпийский комитет без всяких условий. Штыковой бой, как спортивная дисциплина фехтования, существовал до середины 60-х годов прошлого столетия и по нему проводили чемпионаты СССР. Он продолжает оставаться частью боевой подготовки военнослужащих, а владению ножом обучают сотрудников спец-подразделений. Понятия «ножевой бой» в Вооружённых Силах РФ не существует.

О кулачных боях и национальных видах борьбы Шевцов приводит высказывания писателей и этнографов XIX-XX вв., ссылка на более ранние первоисточники отсутствует. Очевидно, он не знает, что «Поучение князя Владимира Мономаха (1053 – 1125)» было первым на Руси документом, регламентирующим «игрища, потехи и забавы» молодых людей, то есть самобытные средства физического воспитания. Историк Шевцов в очередной раз не сдал экзамен, как историк.

Наша справка. Борьба (от слав. бороти, боротися – воевать, сражаться)
– совокупность нескольких видов спорта, объединённых одним критерием: единоборством двух спортсменов в захвате.
Рукопашный бой (от ст.-слав. рукопашь – рука + пахать, размахивать)
– 1) вид боевых действий; 2) отечественный вид спортивных единоборств, включённый во Всероссийский реестр видов спорта, по которому проводятся чемпионаты России, Европы и мира.
Кулачный бой – вид программы древних Олимпийских игр. Кулаки обматывались сыромятной кожей, удары наносились только в голову. Кулачный бой в России существовал в двух видах: массовые бои – «стенка на стенку» (бой улиц, селений, слобод), «свалочный бой» или «сцеплялка» (бой небольших групп) и одиночные – «един на един» или «единоборства», последние иногда практиковались как способ разрешения конфликтов в судебных поединках. Правила русского кулачного бой, известные под названием честного боя, отражены в поговорках и пословицах: «лежачего не бьют», «лежачий в бой не ходит» и т.п.

Кулачный бой или рукопашь были забавой или потехой простолюдинов и проводились на льду замёрзших рек и озёр. Шевцов пытается доказать, что это постоянно действующее искусство сродни спорту. Напомню, что периодизация спортивной тренировки определяется закономерностями развития спортивной формы. Цикл спортивной тренировки имеет три периода:
– подготовительный (делится на общеподготовительный и специально-подготовительный этапы);
– соревновательный (один или несколько этапов);
– переходный.
Говоря современным языком, в рукопаши практически отсутствовал подготовительный период, соревновательный период был коротким (по праздникам с Рождества до масленицы), а переходный период был очень продолжительным, что связано с сельскохозяйственными работами.
По аналогии с восточными единоборствами в этом деле обязательно должен быть гуру, он же мастер, учитель, хранитель секретов древнего мастерства. Такую знаковую фигуру нашли в Ковровском районе Владимирской области. Деда по прозвищу Поханя, без упоминания его фамилии, имени, отчества и точного места жительства, автор считает своим Учителем. В данном конкретном деле «секретная техника», «заслуги», личные данные и адрес Учителя абсолютно не нужны, потому что он надобен только как фетиш, то есть как объект поклонения, и отправная точка для последующих выдумываний. Старый драчун Поханя поведал о своих секретах, порой заумных, расплывчатых и не совсем понятных. Ранее мне приходилось встречаться с подобным «мастером», выдававшим себя за потомка князей Голицыных. После показа передаваемых «из поколения в поколение родовых секретных приёмов», а это не правильно выполненные боковая подножка, узел руки наверху, рычаг руки внутрь и наружу, «мастеру» указали на ошибки в исполнении и «мастер» тут же куда-то скрылся.
Слова Похани «увидел – сделал», «подошёл – ударил – победил» понятны и звучат сильно, но не ясно как технически исполнить сказанное и методически правильно обучить. Возможно, это пока ещё не раскрытые секреты Учителя. Мне понятно, что «входить в броски легко и без подготовки – это особое искусство», но не ясно почему «подготовленные правильные борцовские броски не проходят» (с. 56), понятно, что надо «противника быстро бросить, не входя в долгие борцовские хождения во взаимных захватах» (с. 63), но не ясно как это быстро исполнить и не понятно умозаключение Шевцова – «исходный подход: не готовить коронки». Без подготовки выполнить что-либо может только Мастер, куда уж нам, пусть и подготовленным. И последнее, возможно, я действительно из не понятливых, но со слов Шевцова «искусство ходьбы и бега, это искусство управляемых падений» (с. 90). Меня учили, что ходьба и бег – это естественные, простые и доступные виды циклических упражнений. Тут одно: или не правильно учили, или это искусство великое, многогранное и сложное, но тогда куда девать простоту движений и причём здесь падения.
Наша справка. Национальные виды спорта – виды, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 4 декабря 2007 года №329-ФЗ).
Рукопашь признана в Ивановской области национальным видом спорта и автор не должен, а обязан писать грамотным понятным языком. Напомню, что понятийно-терминологический аппарат – это мыслительный процесс, специфические фразеологические выражения людей определённой профессии или социальной группы, в нашем случае это спортсмены, тренеры и судьи. Понятие – основной продукт мышления, высший уровень обобщения; а термин – слово или словосочетание, являющееся точным обозначением понятия. Рассуждения Шевцова на страницах своего опуса по бытовым и уголовно-криминальным понятиям: блатарь, зона, опустить, опущенный, чёрт, пидор, терпила, вести базар, вырубить лоха, шконка, параша, феня, устранение тупых помех, пьяная драка, поймать на бросок, перейти в бросок прямо из удара, проход в пояс, вываживать противника, дыры в защите, не позволять мышцам отпрыгнуть, выпихнуть в неуют… Зачем-то в «учебнике» по единоборству описывает процедуру опускания в местах лишения свободы? Он неоднократно говорит о своих драках в детстве и юности. «Гордился в семнадцать лет тем, что сам научился пинать ногой в подбородок» (с. 19). О своих спортивных успехах Шевцов пишет следующее: «Я имел небольшую боксёрскую подготовку – на уровне третьего разряда, но был уличным бойцом и спокойно дрался на улице с мастерами спорта. И вообще неплохо бил боксёров» (с. 27-28). Предполагаю, что уличный боец Шевцов, побив кого-либо, узнавал мастеров спорта путём опроса или проверки документов, если они имели при себе мастерские удостоверения. У него «было под тысячу уличных драк и различных боёв» (с. 32). При огромной разнице в классе это, несомненно, солидный послужной список и предмет восхищения любого профессионального борца или боксёра. Такое не снилось всем вместе взятым персонажам Сильвестра Сталлоне, Дольфа Лундгрена и Арнольда Шварценеггера. Шевцов пишет, что «руки боксёра – это забинтованные колотушки, которые могут лишь выбрасываться вперёд и быстро возвращаться назад. А руки борца постоянно ищут за чтобы ухватиться, но совершенно не умеют бить» (с. 72). Думаю, что ему не надо это утверждать вслух, потому как, услышав, обидятся и первые, и вторые и тогда точно побьют или «размажут» хвальбунишку с его мнимыми победами, доказав обратное.
Шевцов от авторитета Похани «обалдевает», а власть для него не авторитет. Профессор пишет, что «кулаки плохо срабатывают против властей и хранителей порядка. Но это не значит, что с ними не приходится биться и побеждать» (с. 30). Это к чему он призывает? Просто экстремист какой-то.

Наша справка. Уголовный кодекс РФ, а именно: ст. 282.1 предусматривает уголовную ответственность за организацию экстремистского сообщества, мера наказания – лишение свободы до 6 лет; ст. 317 предусматривает уголовную ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, мера наказания – лишение свободы от 12 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь; ст. 318 предусматривает уголовную ответственность за применение насилия в отношении представителя власти, мера наказания – лишение свободы от 5 до 10 лет. Смертная казнь, как вид наказания, не отменена, а приостановлена.

Книжка Шевцова написана с орфографическими ошибками, нарушениями пунктуации, не правильными фразеологическими оборотами, содержит много словесной шелухи, иногда смысловое значение абзаца одной главы обрывается, и последующий абзац той же главы никак не связан с предыдущим. В ней есть претензия на оригинальность техники: утверждается, что в основе рукопаши лежит «косой» удар или «косица» – это удары в висок основанием кулака наотмашь или обратной стороной основания кулака в висок. Но если даже не бить в висок или изменить положение кисти, всё равно эти удары или не контролируемые, или открытой перчаткой и ведут к травме. Другой пример оригинальной техники, это когда тело бойца работает в роли «скрученного жгута» и при его раскручивании наносятся сокрушительные удары. Но если он не попадает по противнику, то неминуема потеря равновесия и падение, а при возможном попадании, большая вероятность перелома у атакующего лучевой кости в привычной месте – чуть выше лучезапястного сустава. На обложке «учебника» изображена гравюра двух рукопашных поединщиков, где они демонстрируют вышеописанные удары, наглядно показывая нам, как не надо бить. Прикладности никакой.

Наша справка. Прикладной – имеющий практическое значение, применяемый на практике, а военно-прикладной – применяемый в военном деле.

Автор почему-то не упоминает о другой русской забаве, тесно связанной с рукопашью. При выборе вожака и достойных бойцов часто проводили испытания, для чего кандидатов били в голову или грудь. Критерий был один – «сдюжит-не сдюжит». Как это делается, показано в кинофильме «Садко» при наборе в дружину, отправлявшуюся за моря в поход за Жар-птицей. Кроме испытаний проводились соревнования, когда «спортсмены» по жребию поочерёдно лупили друг друга. Правда часто такие состязания заканчивались летальным исходом от ударов в висок или область сердца. После чего подытоживали: «Не сдюжил».
Вид спорта определяется, в том числе, формой и экипировкой. Согласно Правилам соревнований по рукопаши, соавтором которых является Шевцов, в костюм участника входит красная (синяя) майка, чёрные шаровары, мягкая обувь плюс боксёрские перчатки и шлем. Но у русских в те времена майка не была предметом нижнего белья, да и шаровары носили в Малороссии (нынешние области юга Украины). Если претендуете называться русским национальным видом спорта, то и одевайтесь соответственно: сапоги, портки, косоворотка с пояском, рукавицы, кафтан и треух, летом два последних предмета можно не одевать.
«Основатели» рукопаши считают её особенным видом единоборства, имеющим отличительное, только ему присущее содержание. Но версия не может быть обособленным единоборством, так как она является разновидностью одних и тех же приёмов и действий. Очень наглядно это видно на соревнованиях в спортивных поединках, где стилевые границы стираются полностью. Хочу напомнить, что именно в России созданы фундаментальные научные основы физической культуры, о которых многие «основатели и изобретатели» эксклюзивной техники, «не имеющей аналогов в мире», а также современные «мастера» боевых искусств не имеют даже представления.
Да, нам есть чем гордиться: научные основы физического воспитания действительно заложены в России, а их основоположником является выдающийся русский врач и педагог Петр Францевич Лесгафт (1837-1909), основавший в 1896 году в Санкт-Петербурге курсы физических упражнений и игр, преобразованные сначала в институт, затем в академию, а в настоящее время в Национальный университет физической культуры, носящий его имя. По нашим учебникам учатся спортсмены всех стран мира – это «Теория и методика физического воспитания» – наука, изучающая общие закономерности физического воспитания как педагогического процесса. Во многих стилях восточных единоборств, к их несчастью, эта наука подменяется примитивным счётом до десяти по-японски. Я верю в будущее России. Процветание, успех и славу России добудет её многонациональный народ и, в том числе, «русские парни, испорченные наукой и возможностями Интернета», как их характеризует Шевцов.
Шевцов и иже с ним не были первопроходцами в деле изучения истории и подъёма народной культуры. Шарлатаны и проходимцы у нас, к сожалению, не переводятся. Так в конце 80-х – начале 90-х годов на ниве спорта трудился Миронычев Владимир Владимирович, основной ареал обитания которого были Нижегородская и те же Ивановская, Владимирская области. Создал Российскую федерацию клубов самбо (РФКС), установил свои спортивные разряды и звания «Мастер самбо» «Международный мастер самбо» «Заслуженный мастер самбо» и «Заслуженный тренер РФКС», изготовил удостоверения и знаки к ним. Звания присваивал лично по окончанию соревнований, причём заслуженными тренерами становились, в основном, его сподвижники. Проводил судейско-тренерские семинары на курсирующих по Волге теплоходах. Являлся одним из организаторов альтернативной международной федерации самбо. После чего его организация была ликвидирована.
Удары судьбы не остановили великого «изобретателя» Миронычева. Он срочно нашёл в трёх вышеназванных областях корни древней борьбы. Назвал её национальным видом спорта «Русская борьба «Слада». Правила соревнований по самбо переименовал в Правила соревнований по русской борьбе «Слада», где форму участников – куртку и трусы самбо поменял на рубаху и штаны, а вместо оценок 1, 2 и 4 балла ввёл оценки «малый урон», «урон» и «большой урон». В станице Ладожской Усть-Лабинского района Краснодарского края провёл три чемпионата мира, в которых участвовали Россия, Украина и Казахстан. В последние годы в посёлке Шильниково Перевозского района Нижегородской области проводит чемпионаты мира по руському кулачному бою «Яр» (руському – это его название).

Наша справка. Чемпионатом мира по признанному виду спорта считается мероприятие, включённое в Единый календарный план спортивных мероприятий Минспорта России, с указанием сроков и места проведения, присвоением ему номера и участием в нём не менее 35 стран.

Из представленной справки спортсменов, тренеров и судей по рукопаши в Ивановской области около 330 человек, а из протоколов соревнований видно, что их ещё меньше. В состав тренирующихся для количества записывают спортсменов из других видов единоборств. В области разработали разрядные требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов по рукопаши. Предполагаю, что знатоки древнего искусства не захотят введения званий «Мастер спорта Ивановской области» или «Заслуженный тренер Ивановской области», да и вряд ли им это разрешат. У них задача выше – признание рукопаши национальным видом спорта Ивановской области Минспортом России и включение во Всероссийский реестр видов спорта.

Наша справка. Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Всероссийский реестр видов спорта создан для совершенствования статистической отчётности в области физической культуры и спорта, а также систематизации видов спорта и спортивных дисциплин, культивируемых в Российской Федерации.

Есть ли основания для признания рукопаши и включения её в реестр? Однозначно нет:
– отсутствие в русском национальном виде спорта чего-нибудь русского, а также отсутствие тренерских кадров, собственной технической и методической базы;
– не соответствие формы участников ранее существующей;
– повторение ведомственного вида спорта «Армейский рукопашный бой» (содержание техники и судейства);
– отсутствие дозированного контакта (разрешённый нокаут или два нокдауна в поединках для детей 11-12 и 13-14 лет);
– надуманные остановки поединка, введённые для отличия от других видов единоборств;
– экипировка спортсменов из другого вида спорта «Бокс»;
– малый контингент занимающихся. К нам в Федерацию часто приходят лже-генералы, писатели не читаемых книг, не служившие в армии «изобретатели» эффективных боевых систем и опять же не служившие в армии исследователи диссертационных работ по обучению сотрудников ведомств стрельбе, метанию холодного оружия и ведению боевых действий. Приходят с огромным желанием быть полезными Родине, то есть научить и обучить служивых, но сами служить не хотят. Цель этих походов одна – признание не существующих заслуг и, как следствие, признание их значимости и великости. Уходят с чувством разочарования, горечи, обиды и удивления от осознания того, что их не поняли, что их детища не востребованы и они не великие.
За последние годы научно-методическая комиссия ОФРБ давала экспертную оценку различным «видам спорта» – панкратион, драка, сэнэ, ориентал, славяно-горицкая борьба, тантра и др. По последнему «виду» обращение не по адресу, тут надо было обращаться к астрологам. В тантре или астральном каратэ тренироваться не надо, а нужно знать благоприятное расположение звёзд, войти в астрал (лат. – звезда, звёздный мир, космос), зачерпнуть энергию космоса и кто больше зачерпнёт, тот и победит. Мы и наши спортсмены в астрал входить не умеем, а потому для победы необходимо долго и упорно тренироваться.
Люди создавали мифы и верили в них. Есть мифы древние, а есть современные и один из них о китайском Шаолине. Надо сказать, что Шаолиня, как центра боевых искусств, никогда не было, что признают сами китайцы после того, как их припереть фактами. Да был Шаолиньский монастырь, есть его развалины, были монахи, которые в своих передвижениях по стране иногда отбивались от нападавших посохами. О нём бы не вспомнили до сих пор, не появись на экранах известные фильмы. Шаолинь – это грубейшее преднамеренное искажение истории, основанной на документах и безусловных фактах, признанных научным сообществом.

Наша справка. Шаолинь – буддистский монастырь в провинции Хэ-нань центрального Китая, основан в 495 году при поддержке императора Сяо Вэнь-ди, расположен на горе Суншань.

В настоящее время Шаолинь – это место поклонения, это показательные выступления акробатов по демонстрации не реальных приёмов нападения и самозащиты, напоминающих цирковые номера, это большое количество коммерческих школ боевых искусств, это традиционная китайская медицина, это омолаживающие косметические крема по древним рецептам, это препараты, восстанавливающие мужскую силу по другим древним рецептам, это рациональное питание, это индустрия туризма и успешный туристический бизнес-проект. Список можно продолжить. Его тиражирование ведётся по всему Китаю. Выдумываются десятки стилей и направлений секретных школ, под которые подводится соответствующая историческая база – вдруг внезапно находятся древние манускрипты с описанием выдуманного. Об этом даже их учёные историки, этнографы, лингвисты представления не имеют. Вот только самих китайцев в мире единоборств почему-то не видно. Они больше занимаются обучением, а чтобы самим выступать времени, наверное, не остаётся.
Конечно, Шевцову трудно соперничать с такой огромной страной как Китай, у него и задача скромнее: поддержать созданный им миф в рамках Ивановской области, как отдельного субъекта Российской Федерации, с возможной перспективой выхода за пределы субъекта.

Наша справка. Тренер – физическое лицо, имеющее соответствующее среднее или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 4 декабря 2007 года №329-ФЗ).

Согласно закону, тренер по авиамодельному спорту должен получить соответствующее профессиональное образование в авиационном институте, а по судомодельному – в кораблестроительном. Для нас же соответствующее профессиональное образование – образование физкультурное. Шевцов не имеет физкультурного образования и спортивных званий, с его слов, когда-то был третьеразрядником по боксу. Он не имеет права тренировать. Места занятий – травяная лужайка в лесу, не приспособленное помещение без коврового покрытия со стоящими в зале колоннами, маленькая комнатёнка с сидящими на полу слушателями и несколькими метрами свободного пространства для показа Мастером великого и секретного. Занятия проводит методически не грамотно, в разгильдяйской манере, со смешками и прибаутками, что чревато травмами. По свидетельству очевидцев и множеству видеофильмов, методика Шевцова – это штатные подыгрыватели, готовые упасть по команде или при малейшем прикосновении, это бесконтактное воздействие на противника: взмах руки и два десятка взрослых мужчин валятся на землю, второй взмах и опять падают, это отсутствие разучивания – для выработки умения и отсутствие тренировки – для формирования навыка, то есть занятие проводится ради занятия для очередного самоутверждения Мастера. Но я видел другой фильм: бой боксёра с таким же, как Шевцов, Мастером бесконтактного боя, боксёр оказался каким-то не правильным, ему было не ведомо великое искусство бесконтактного боя, а потому он одним ударом отправил в глубокий нокаут Мастера. Не имея отпора от, в первую очередь, спортивных и общественных структур области, Шевцов начинает кощунствовать, замахиваясь на святое – богохульствует с православным крестом, размахивает им на так называемых тренировках, рассказывает небылицы, устраивает игрища. Контингент занимающихся у Шевцова от детсадовского возраста до возраста почтенного с разной психологией, координацией, физическими данными, а потом в единоборствах много приёмов с натуживанием, что тоже опасно.

Наша справка. Натуживание – резкий выдох при закрытой голосовой щели в момент максимального мышечного усилия, что ведёт к резкому повышению внутригрудного давления и затрудняет приток крови к сердцу. Сердце тренированных молодых людей справляется с такими кратковременными, но значительными перегрузками, а для сердечно-сосудистой системы детей и людей старшего возраста они могут оказаться вредны. Вот почему заниматься единоборствами разрешается начинать с 10-12 лет, а лицам старше 40 лет тренироваться и участвовать в соревнованиях не рекомендуется.

Шевцов и ему подобные – это страшные люди, а страшны они своим не знанием и мракобесием. Взгляды Шевцова на единоборства относятся к категории фантазий и недостойны серьёзного рассмотрения. Неглубокое знание предмета сказывается на отсутствии здравых критериев при оценке сделанного. Нормальный человек не стал бы писать о том, в чём не разбирается. Издание этой книжки – репутационный удар по заявленному виду спорта. Шевцов не специалист. Здесь налицо синдром второго разряда, а у него и второго нет.

Наша справка. Замечено, что часть второразрядников, покинувших спорт, страдает стойким комплексом неполноценности, что выражается в следующем: находят массу, якобы объективных, причин и оправданий ухода из спорта, отыгрываются на своих детях, заставляя тех заниматься, иногда видом для них не подходящим, мстят за свою несостоятельность более успешным спортсменам и тренерам, издают не читаемую макулатуру (методички, пособия, книги), надувают щёки и ходят с важным лицом, имитируя свою востребованность, занятость и полезность, набирают для занятий разновозрастные группы неумёх обоего пола, чтобы быть у них не тренером, а старшим пацаном, настойчиво пытаются кого-либо научить, особенно сотрудников силовых ведомств, говорят, что консультируют руководителей спецподразделений, «пролазят» в руководство проведением сборов, семинаров, круглых столов, конференций, симпозиумов, заседают в президиумах и председательствуют в комиссиях, принимают зачёты и экзамены, выдают удостоверения, дипломы, сертификаты и присваивают звания от псевдообщественных структур, коллекционируют должности в различных общественных объединениях, создают параллельные организационные структуры, пробиваются на обложки журналов и экраны телевизоров, придумывают новые виды спорта и учат, учат, учат… Всё это вместе в спорте называется синдромом второго спортивного разряда, а типичным примером этого синдрома является второразрядник по самбо небезызвестный Иосиф Линдер.

Не специалисты, плохо зная содержание, прячут своё ничтожество или профессиональное невежество в форме и часто компенсируют свои комплексы или свою несостоятельность в, якобы знакомой им, деятельности, что является имитацией своей значимости, потому как ощущение собственной ничтожности действует на них угнетающе. А чтобы самооценка не упала до нуля, чтобы нимб над головой не потускнел, они начинают «возвышаться», в том числе пытаются оседлать какое-либо движение, пробиться в руководители или принижать людей, которых можно принизить. Полное торжество человеческих пороков, а человеческие пороки поощрять нельзя.
Так кто же этот загадочный гражданин? Безусловно, Шевцов А.А., человек разносторонний: работает директором музея народного быта в Иванове, руководит секцией культурно-исторической психологии в Региональной общественной организации учёных «Балтийская педагогическая академия» в Санкт-Петербурге.
Основатель Академии Самопознания, называемой ранее «Тропа Троянова». Приверженец родноверия.
Член Союза писателей России (псевдонимы Саныч, Алексей Андреев, Иван Скоморох). Писатель он весьма плодовитый, кроме обсуждаемой книжки, у него изданы и другие: по боевым искусствам, психологии, 17 томов «Полного собрания русских сказок» и 4 тома «Полного собрания русских былин». В настоящее время работает над возрождением психологии, как науки о душе. В своих книгах он рассматривает такие понятия как «душа», «ум», «разум», «внимание», «способности», «желания». За последние годы провёл около 500 семинаров по прикладной народной психологии.
На основе этнографических сборов издал книги «Магия и культура в науке управления» и по Отладке. По мнению Шевцова, Отладка – это вид глубокой психологической работы, позволяющей, в соответствии с русским словом лад, изменить работу предприятия и производственные взаимоотношения так, чтобы предприятие выдавало прибыль в соответствии со своими расчётными возможностями. Само по себе устройство предприятия – предмет экономической науки и науки об управлении. Но вот то, насколько хорош выход, зависит от людей, а значит, является предметом психологии, в частности, психологии управления. В 2012 году учредил ООО «Русская школа», занимающееся проведением Отладки. Молодец. Как видим, и в экономике он знаток.
Ивановская рукопашь – это примитивная копия армейского рукопашного боя. Посмотрев представленные протоколы соревнований, фотографии и видеоролики, скажу, что зрелище унылое, даже смеяться не хочется. Уровень подготовки бойцов никакой, их техника не нулевая, а со знаком минус. Ничего нового, необычного, секретного мы не увидели. Межрегиональный турнир по рукопаши памяти Героя Советского Союза В.М. Грязнова, проводимый случайными людьми от спорта – это эксплуатация имени достойного человека и дискредитация его памяти. В связи с чем, в нашей Федерации готовится обращение к родственникам Героя, чтобы не разрешали шарлатанам пачкать это высокое звание и доброе имя защитника Родины.
Автору книжки, директору музея народного быта, «знатоку» истории, былин и сказок из Иванова рекомендовал бы не заниматься тем, чего не знаешь и чего не умеешь. Не дай бог серьёзная травма или ещё хуже и тогда гражданина Шевцова посадят и это на старости-то лет. Советую ему приложить свои силы в другом, может быть более знакомом деле – продвижение на областной или всероссийский уровень других русских прикладных забав, как-то, борьба с медведем, колка дров и подъём ведра из колодца на скорость для мужчин, переноска вёдер на коромысле, не расплескав воды, для женщин, метание в кадушку еловых (сосновых) шишек для детей. Тут проблема одна – медведь, но с его-то энергией он справится и животное найдёт.

Г.А КОРОЛЁВ – Доцент, Мастер спорта
СССР по самбо; Заслуженный тренер
России по рукопашному бою; Заслуженный
работник физической культуры России;
Полковник ФСБ России.

Attachment

Журнал Рукопашный Бой

Оставить комментарий

(required)

(required)



Официальные Партнеры